Трое в каньоне, не считая собаки

У нас все-таки получилось выехать в Актовский каньон! И пока это самое интересное место, в которое мы ездили за последние годы. Не думаю, что мне сейчас стоит знакомить читателя с самим каньоном, кто захочет, может отложить чтение и узнать про Актовский каньон подробнее из Google, или же читать дальше и познакомиться с каньоном попозже из данного поста. Повторюсь, что это наиболее интересное место, в котором я был, поэтому не хочу упустить каких-либо деталей нашего похода, а значит, буду писать последовательно и максимально подробно от начала и до конца похода.

Как и любой другой поход, этот не стал исключением, начинается с подготовки. В Актовский каньон появилось желание поехать не только мне и Тане, но и у детей, а значит, одной палатки было бы уже мало. Палатка была приобретена в кротчайшие сроки и тут же, после приобретения, спустя час была протестирована на море. Coleman 1013 – так называется новая палатка имеет несколько преимуществ, которые сразу же бросились в глаза, по сравнению со старой палаткой, аналог которой в 3 раза дешевле продается и сегодня. В палатке есть окна – и это весьма весомый аргумент, если вы планируете находиться в ней не только ночью, но и днем. Без проветривания на солнце палатка превращается в сауну, но даже с окнами ожидать, что в ней появится прохлада, было бы наивно. У Coleman также есть несколько недостатков, во-первых, вход в палатку расположен таким образом, что его полностью перекрывает лежащий возле него человек, т.е., чтобы ночью выйти из палатки, крайнему человеку нужно перелезать через спящего. Во-вторых, при росте 183 см., запаса по длине уже не остается, голова и ноги касаются краев палатки.

Паковались рюкзаки еще с вечера, в количестве 4 шт., на: Таню, меня и детей: Стаса и Сашу. Однако, с утра пришлось начать перепаковку рюкзаков, в последний момент Саша закатила скандал и напрочь отказалась ехать с нами. Быстро перераспределили рюкзаки и направились к станции Шевченко на электричку до станции Трикратное. Несмотря на то, что уже с утра все пошло не так гладко, как предполагалось, мы все-таки вынесли из ситуации позитив и решили, что без Саши будет меньше нытья и больше возможностей.

Электричка пришла забитой, но мы все-таки выхватили 3 свободных сидящих места. На следующей станции «Восточная» подсели столько людей, что сидячих мест уже не было и даже шла толкотня между стоячими. Впереди нас ждала долгая дорога, более четырех часов в электричке и еще столько же, пока мы доберемся до самого каньона. Чем дальше мы отдалялись от Одессы, тем свободнее становилась электричка. В какой-то момент можно было уже прилечь, Стас первым воспользовался данным бонусом, взяв скрученные карематы, как подушку, он мостился в разных местах в поисках удобства для сна.

Позднее уснула и Таня, только подушкой для нее послужили не карематы, а мои ноги.

Пассажиры томились в ожидании своей станции кто как мог. Одни читали журналы, другие спали, а третьи, как сказал в рупор машинист электрички – особо одаренные, высовывались из окон седьмого вагона. Мы были в шестом вагоне, не нашлось даже желания встать и посмотреть, кто же это там такой одаренный из соседнего вагона. Таня проспала Вознесенск, а Стас только проснувшись, выглядел забавно, когда торопливым взглядом рассматривал все вокруг в поисках мамы.

Итак, мы приехали… На часах было 15:55, а впереди около 14 км. дороги. Маршрут до каньона весьма несложный, обращаться к навигатору приходилось считанные разы. Электричка постояла минуту или две и тронулась дальше, открыв для нас дорогу к посадке, через которую нужно было пройти. Неизвестно откуда взявшись, замечаю, как какая-то собака вместе с нами пересекает рельсы и тоже устремляется в посадку. Тогда мы еще не придали этому никакого значения, но позже эта собака буквально стала для нас, как родной. В посадке мы догнали трех парней, которые, по всей видимости, также двигались в сторону каньона, при них был полный туристический набор, приблизительно такой же, который и мы несли за спиной, и в руках.

Посадка быстро закончилась и далее была лишь асфальтированная дорога около 8 км. до села Трикраты (не путать с Трикратное). Солнце светило нам в спину и шлось довольно хорошо, особенно, когда массивные деревья создавали тень, так было поначалу. Какое-то время мы шли вшестером, не считая собаки. Поначалу мне показалось, что собака принадлежит кому-то из наших попутчиков, но потом стало ясно, что хозяева у нее здесь нет и она абсолютно свободна.

Пока мы остановились сорвать несколько яблок, наши попутчики продолжили идти дальше. Собака шла за ними. Через некоторое время мы догнали их, когда те сделали привал под деревом и теперь собака пошла с нами. Между собой мы подшутили: «Собака выбирает лидера!». Прямая дорога заканчивалась у гранитного карьера, а в Трикратах уже виднелась первая многоэтажка. Местные жители подсказали нам, где найти магазин. Здесь мы купили воды и мороженого. С колодца думали набрать воды для собаки, но ведра нет, осталась одна лишь цепь. У нас воды немного куплено, в расчет только для нас, делиться с собакой не хотелось, да и не было во что наливать. Доедая сулугуни, поделились и с собакой, но внутри было неумолкаемое желание напоить собаку, и тут я подумал, почему бы не привязать полиэтиленовый пакет и не попробовать набрать в него воды… Пакет был абсолютно цел, и уже первая попытка принесла плоды, собака также утолила жажду. На втором опускании пакета в колодец, в него набралось уже значительно больше воды. Когда собака продолжила идти с нами и дальше, стало понятно, что она дойдет вместе с нами до каньона.

Проходя через с. Трикраты собака стала демонстрировать свои охотничьи способности, мы и глазом не успели моргнуть, как она схватила какую-то курицу и уже тащила ее в зубах.

Неловкая ситуация, собака уже почти, как наша, а она портит чужое имущество. Причем курицу она бросила где-то в кустах, не став есть. Как вы понимаете, куры в деревне не только у одного владельца, а нам нужно было пройти через деревню. Долго не ожидая, собака вновь убивает еще одну курицу! Теперь в наши задачи входило не только дойти до каньона, но и разделять собаку и курей. Было непросто, но мы справились, хотя до третей жертвы оставались считанные сантиметры. Как по мне, это какая-то охотничья собака. В них я вообще не разбираюсь, но по тому, что знаю, охотничья собака любит и умеет бегать, к тому же эта была чем-то мордой похожа на волка.

Неподалеку от Актово нас чем-то привлек этот заброшенный дом:

Было видно, что заброшен от не так давно, хоть окна были все разбиты. В здании разбросано большое количество документов (в основном копий): паспорта, акты, договора и т.д. Кажется, здесь располагались какие-то органы власти, а теперь внутри такая картина:

В Актово мы вновь воспользовались помощью немногочисленных местных жителей, чтобы узнать, где здесь можно найти магазин. Оказалось, что в Актово теперь 3 магазина. Несколько лет назад, как рассказывала Таня, был всего один и тот находился замаскировано в жилом частном доме. В одном из них, мы закупились уже серьезнее и направились в последний бросок к каньону.

У местных жителей очень плохо с грамматикой, один предлагает «жЫлье», а другой «яйца Здает» (прямо какое-то объявление для одиноких женщин).

Понимая, что до каньона остается менее километра, и вот-вот впервые что-то увижу, в груди возникало ощущение приближения чего-то грандиозного! Так оно и случилось.

Ура, мы добрались до каньона! Как только спустились, стали выбирать место под палатку. Я прошелся немного вправо навстречу направлению течению реки Мертвовод и не нашел ни одного другого места для того, чтобы установить палатку. Решили ставить палатки на «стартовой поляне». Здесь прекрасный водоем, мы с Таней тут же искупались. Когда палатки уже были установлены, Стас также пошел на разведку и сказал, что нашел место, где можно расположить две палатки. Нехотя, мы решили, что переезжать все-таки нужно. Рядом были люди, а проводить время в шумной компании вообще не хотелось. Собрав все вещи, неся их почти в зубах, т.к. качественно быстро собрать рюкзаки не получилось, мы дошли до нового места. Да, место безлюдное и река рядом, тоже с хорошей «ванной» и даже «джакузи», но палатки будут стоять на склоне… Начинало темнеть и выбор был невелик, нужно было довольствоваться тем, что есть. По колышкам, которые натягивали тент палатки, с утра выяснилось, что за ночь палатка преодолела где-то 30-40 см., при том, что ночью мы спали крепко! Колышки остались на месте, а палатка уехала.

С утра мы добыли немного дров, чтобы приготовить кашу и чай, и продолжили наши цыганские мотивы. Прогулявшись еще немного вверх по Мертововоду, я нашел просто великолепное место…

Глыбы камней прямо в воде, благодаря которым можно перебраться с одного берега на другой. Даже ранним утром я обнаружил здесь двух людей, но было ясно, что надо перебираться именно сюда! Несмотря на то, что здесь почти постоянно кто-то был, мы нашли отчужденное место за камнями, где нас никто так и не потревожил за время нашего пребывания. Здесь было место и на 2 палатки, и на костер, и на то, чтобы развернуться. Здесь рыба плавает просто рядом с тобой…

И конечно же, все это время нас сопровождала собака…

В конце нашего небольшого водоема: водный порог, проще говоря – джакузи. До магазина – полчаса в одну сторону, многовато, но допустимо. В воскресенье докупили еще продуктов и 6 литров воды. Кстати, вверх по дороге есть источник с водой, набрали со Стасом воды еще и там. Но так как там живут лягушки, сырую воду пить не рискнули, каждый раз вода кипятилась. Также мы проводили эксперименты с очисткой воды с помощью золы, эти три дня все больше мне напоминали жизнь первобытных людей. Приготовление еды на костре, конечно же, занимает много времени. Поэтому костер приходилось поддерживать почти целый день: то завтрак, обед, ужин, то чай, а то и компот из терна, яблок и шиповника – все местное и растет по соседству с палаткой. По итогам похода ничем не отравились и желудок работал идеально, даже лучше, чем с городской едой. Брали с собой: мивину, овсянку, сухое молоко. Помидоры, картофель покупался в местном магазине. Единственное, хлеб в воскресенье купить не удалось, наверное, не привезли.

Еще в воскресенье решили, что выгоднее уезжать электричкой, которая идет во вторник ночью в 2:19, нежели та, которая проходит Трикратное около 19 часов в понедельник. Идти будет не жарко, и так выходит, что у нас будет еще один день на этом замечательном месте. Все-таки эти часов 7 очень существенны. Все были за, и тут еще раз вспомнилась Саша, если бы она поехала с нами, была бы однозначно против.

Если в первую ночь с Таней, укрываясь спальником, перетягивали его каждый на себя, то во вторую было теплее. Вторая ночь также была комфортнее, место хоть и не было идеально ровным, но мы уже никуда не скатывались, и уж тем более не передвигались вместе с палаткой.

Повезло, что в воскресенье, когда мы ходили в магазин со Стасом, собака проспала наш уход, потому что при любом нашем отлучении от палатки, она нас сопровождала. А каждая прогулка с собакой в деревню могла стать фатальной для местных курей.

В понедельник был днем скалолазания, сначала я в одиночку поднялся на гору с нашей стороны, а потом вместе с Таней пересекли реку в районе джакузи по камням и полезли вверх. Снизу подъем выглядит страшным, а на самом деле, в скалах расположены такие выступы, что я бы сравнил их со ступеньками. В Актово трижды ходил в магазин и трижды попадал на удивительно вежливых, и внимательных продавцов, или у них такое внимание на нас, как на туристов было, но ощущалась особенная аккуратность.

Отъезд. Казалось бы, что может быть банальнее дороги назад? Но во-первых, мы шли на ночную электричку, а значит приключений могло быть больше, чем если бы мы шли днем-вечером. Так оно и произошло. Вышли мы в 21:00, Таня переживала, чтобы мы успели перейти реку еще не в полной темноте. Реку мы перешли успешно, и как прежде легко. Я лишь один раз поскользнулся на камне за 3 дня, правда, уже видел себя в реке, но сцепление меня таки спасло. Узкие тропинки, со вновь набитыми рюкзаками казались еще более узкими, мы цеплялись за ветки, пробираясь через дебри. Вверху в деревне мы уже шли в полной темноте. Собака не глупая, похоже, что мои устные объяснения, что курей нельзя трогать принесли результат. Теперь она только со вниманием рассматривала их и теряла интерес при первом окрике: «Фу!».

Было не жарко и это способствовало хорошему темпу, мы со Стасом шли настолько хорошо, что Таня только шла и возмущалась, когда мы в очередной раз отрывались от нее. В Трикратах мы нашли один работающий магазин и заправились мороженым, от этого пошли еще быстрее. Как вышли на финишную прямую, стали слушать, как работает гранитный завод. Дорога была длинной и прямой. Начались разговоры ни о чем, и мы шли, как под гипнозом. Несмотря, что сил должно было оставаться уже немного, какое-то время мы пинали стаканчик из-под кофе, а часть времени бежали. Ни одного автомобиля по дороге до Трикратного не проехало, дорога была полностью нашей. Из-за нашего бодрого темпа мы пришли на полчаса быстрее, чем в сторону каньона и уже в полночь были на станции. На станции абсолютно никого не было, кроме диспетчера.

Зайдя к диспетчеру, я уточнил информацию по интересующей нас электричке. Она подтвердила. Ждать нам оставалось более двух часов. Кстати, я не сказал, что Стас взял с собой бадминтон. В каньоне мы ни разу им не воспользовались, и только сейчас он пригодился. Эти 2 часа прошли очень быстро во многом благодаря бадминтону. Могу себе представить удивление людей, которые, придя ночью на ЖД станцию, увидели играющих в бадминтон! Да, косились на нас здорово… К 2:19 уже было довольно много людей, но электрички все еще не было. 2:20… 2:25… ее все еще нет. И вдруг приходит поезд Киев – Одесса! Это еще что? Где наша электричка? Быстро среди людей пошли разговоры, что электричка задерживается на пару часов. Пошел я еще раз к диспетчеру и она подтверждает, что электричка задерживается по каким-то там причинам и придет около 4 утра. Мы потеряли свою скамеечку, ее заняли сразу, как только мы встали, но я вспомнил, что видел пассажирские места в здании вокзала, дверь была открыта настежь, где предположительно я их видел в субботу днем. Включив фонарик, я обнаружил, что маленький зал ожидания никуда не делся, там не горит свет и никого нет. Но у нас то свет есть, фонарик хорошо освещал помещение и мы развалились, заняв сидения и для себя, и для вещей. Открыв зал ожидания, туда стали подтягиваться люди, сначала зашла какая-то бабушка, а потом парень. Таня со Стасом уже замерзали, как и некоторые другие ожидающие, по идее, я должен был быть в их числе, но мне было тепло, наверное, бадминтон хорошо меня разогрел. Сначала Таня села мне на руки, но вскоре и этого стало мало, в ход пошел спальник, который справился со своей задачей.

Электричка приехала около 4 утра и была почти пустой, все легли спать, кроме меня. Стас, кажется, спал где-то до Кремидовки, а я поменялся с Таней местом и поспал минут 40-50 у нее на ногах. Дома очень хотелось спать, ведь мы не просто не спали всю ночь, а еще и шли 14 км., играли в бадминтон, сидели на станции 4 часа. В общем, утро наступило в разбитых чувствах, выйти из которого удалось только ближе к вечеру и после хорошего сна.

Подведя итоги, можно сказать, что Актовский каньон – это самое лучшее место, чтобы хорошо и активно отдохнуть, не отъезжая более 200 км. от Одессы. Здесь можно и хорошо полазить по скалам, и покупаться в чистой и теплой воде, и принять джакузи, хотите на водорослях, а хотите без.

P.S.: собака преданно провела нас до самой электрички, спала в клумбе возле зала ожидания, когда мы уже зашли в вагон, она сидела возле ступенек. Пусть следующие туристы, окажутся для нее не хуже, чем мы.